ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организация обучения детей с
ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов
и родителей. Как
обучать
ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности
психического развития, не позволяющие полноценно обучаться,
проходить
образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить
обычную программу обучения или должна
быть
специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого
ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок
в массовой
школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и
столкнуться впервые с ситуацией обучения
ребенка с
ОВЗ в обычном классе.
Основные положения об организации
обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
1.
ФЗ №273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
2.
Нормативно
правовая база образования детей с ОВЗ
3.
Постановление
Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об
Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (далее — СанПиН)
(Вступил в силу с 01.09.2016 г.).
Закон определяет обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья:
1.
Лицо, имеющее недостатки в
физическом/психологическом развитии.
2.
Лицо, имеющие ограниченные возможности
здоровья, подтвержденные ПМПК.
3.
Лицо, нуждается в создании специальных
условий при обучении.
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями
в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с
ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в
школу. Здесь стоит отметить, что
результаты медицинского обследования перед поступлением
в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в
заключении противопоказаний к поступлению в массовую
школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут
отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить,
что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно
отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы
обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях
применяются принципы инклюзивного
образования. Это означает, что особым детям должен быть
обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ,
которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по
адаптированной программе,
могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79
Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем
заключении являются обязательными к исполнению в
образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.
Адаптированная
программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка,
основной целью должна быть коррекция
нарушений развития и коррекция нарушений социальной
адаптации. Разработкой
адаптированной программы школа занимается
самостоятельно.
Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН, которые
необходимо учитывать при составлении
образовательной программы
для лиц с
ОВЗ.
Основная
образовательная программа реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности. Урочная деятельность
состоит из часов обязательной части и части, формируемой
участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов,
необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый
класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на
реализацию обязательных занятий коррекционной направленности,
остальные — на развивающую область с учетом возрастных
особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с
трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к
школе у таких детей проходит дольше и сложнее.
Темп работы в классе, большое количество учеников в
классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный
перечень
трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в
школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по
организации обучения особенного ребенка. Задача школы в
данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные
условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в
себя:
·
использование специальных образовательных
программ, методов обучения;
·
использование специальных учебников, учебных
пособий, технических средств;
·
предоставление услуг ассистента/тьютера;
·
проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий;
·
обеспечение доступа в здание образовательной
организации;
·
использование дистанционных образовательных
технологий;
·
предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических,
медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную,
безбарьерную среду обучения и
жизнедеятельности.
Обучение
детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в
отдельных классах, в отдельных организациях.
В данном случае многое зависит от того, какие именно
проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в
массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК
и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
В
проекте дети с ограниченными
возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного
обучения и успешно
освоившие образовательную программу общеобразовательного
учреждения, получают документ об образовании соответствующего образца,
дети, частично освоившие образовательную программу общеобразовательного
учреждения, получают свидетельство, подтверждающее
прослушивание курса, соответствующего образовательной
программе данной образовательной организации, с выделением предметов,
по которым выставлена положительная оценка при итоговой
аттестации.
Создать условия для таких людей предполагает программа "Доступная среда". Особое внимание планируется уделить
детям-инвалидам. Для них будет увеличено число школ, где
такие ребята смогут нормально учиться со своими сверстниками.
Программа
"Доступная среда" действует с сентября 2011 г. Финансирование данной программы –
федеральное.
В Конституции
Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании»
сказано, что дети с проблемами в развитии
имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей
задачей модернизации является обеспечение доступности качественного
образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
коррекционно-развивающего обучения, а
также создание условий для достижения нового современного качества общего
образования.
Создание
безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья
регламентируют Статья 15 Федерального закона
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Поручения президента Российской Федерации
от 17.04.2009 №
ВП-П13-6734 о мерах по
реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева
Федеральному
Собранию Российской
Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015
годы.
- Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «
Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего
образования»

Пути
движения на территории
Дверь (входная)
Пандус (внутренний)

Пути
движения внутри здания
Столовая
Спортзал
(в том
числе пути эвакуации)
|